Показ на районном методобъединении НОД (образовательная область «Познание») с детьми подготовительной группы на тему: «Однажды зимой»
Комплексное занятие по экологическому воспитанию для детей подготовительного возраста
04.12.12 г.
Программное содержание: Закреплять знания детей о зимующих птицах; иметь представление о том, чем питаются птицы, как переносят зимнюю стужу, как помочь птицам перенести суровую зиму.
Активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление, связную речь.
Воспитывать любовь к родной природе, чувство жалости и сопереживания к птицам, находящимся в тяжёлых природных условиях.
Оборудование к занятию: декорации к избе бабушки Загадушки, картинки с изображениями птиц, магнитофон и аудиозапись голосов птиц, мнемотаблица, тарелочки с различным кормом для птиц, для изготовления кормушек – тетра упаковка, ножницы, графитный карандаш, шаблон отверстия – на каждого ребенка, пирожки для угощения детям.
Ход занятия:
(Дети входят в музыкальный зал и оказываются в гостях у бабушки Загадушки. Там их радушно встречает сама хозяйка дома)
Б. Загадушка: Наступила зима, задула холодом, запорошила снегом землю, заморозила реки и озера. Морозы заволокли узорами окна. Наступило самое трудное время в жизнизверей и птиц. Посмотрите, детки, какие птички залетели нынче в мое окно. Я знаю, что вы, ребята, настоящие друзья птиц, вы их не только любите, но и помогаете им пережить трудные зимние дни, подкармливаете, вместе с родителями изготавливаете кормушки.
- Детушки, а каких зимующих у нас птиц вы знаете?
(Ответы детей)
Б. Загадушка: Давайте послушаем и попытаемся угадать птиц по их голосам.(Открывает волшебный сундук, из него слышны голоса птиц)
Игра «Кто как кричит?» (прослушивание аудиозаписи с голосами зимующих птиц).
Б. Загадушка: Голоса каких птиц вы слышали?
(Ответы детей).
Б. Загадушка: Знакомиться с зимующими птицами можно круглый год. Эти птицы не улетают в теплые края, а остаются с нами в любое время года. Сегодня мы с вами поговорим о наших друзьях - птицах, приносящих огромную пользу человеку истреблением вредных насекомых. В то же время они являются истинным украшением нашей природы (особенно зимой), благодаря яркому оперению, оригинальной внешности или своеобразному “пению”.
Б. Загадушка: - А теперь давайте подробнее поговорим о некоторых из птичек, зимующих в наших краях. Для этого мы будем использовать вот такую схему-загадку.
(Вывешивает мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ о птицах)
Б. Загадушка:- Отгадайте загадку о первой птичке
По лесу летит, громко трещит,
Сама белобока. Кто она?...
Дети: - Сорока!
Б. Загадушка: Эту веселую, бодрую,горластую, смышленую птицу знают все и ни с кем не спутают. Много прозвищ дали сороке люди. Какие вы слышали прозвища сороки? (Сорока-воровка, белобока)
- Как выглядит сорока?
(Ответы детей)
Б. Загадушка: Действительно, все черное у сороки: и голова, и крылья, и хвост, а вот бока белые. Особенно красив у сороки хвост: длинный, прямой, с красивым зеленоватым отливом. Сороки любопытны, они всегда там, где что-то происходит: сидят высоко в ветвях деревьев и громкими голосами комментируют случившиеся.
А вот “воровкой” сороку называют потому, что ей нравится все яркое, блестящее и она не может удержаться, чтобы не стянуть приглянувшуюся вещь.
- А вы знаете, где сороки строят гнезда?
(Ответы детей)
Б. Загадушка: Гнездо сорока устраивает высоко на дереве. Оно похоже на огромный шар: сухие ветки скреплены глиной и землей, а изнутри выстелено листьями растений, шерстью, пухом. Зимой сорока переселяется поближе к человеку: рядом с ним легче прокормиться, не так трудно пережить долгую холодную зиму. Сорока приносит пользу, уничтожая мышей, вредных насекомых, червей, слизней. Любит сорока полакомиться семенами растений, ягодами и фруктами.
Б. Загадушка: - Про сороку есть даже скороговорка.
Хитрую сороку поймать морока.
А сорок сорок – сорок морок.
Давайте проговорим ее все вместе.
(Дети проговаривают хором скороговорку)
Б. Загадушка: Все время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит…
Дети: - Дятел!
Б. Загадушка: Наверное, не раз приходилось слышать, что дятел лечит деревья.
- Какие же у деревьев болезни и почему только дятел может им помочь?
(Ответы детей).
Б. Загадушка: В наших лесах живет множество жуков – дровосеков и короедов – злейших врагов деревьев. Только дятел своим крепким клювом и длинным языком может достать жуков и их личинок. Весной дятел любит лакомиться сладким березовым соком, но делает это осторожно, не нанося дереву вреда. Зимой дятлы из наших краев не улетают, ведь корма им в лесах хватает.
Б. Загадушка: Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи подбирает…
Дети: - Воробей!
Б. Загадушка: Воробьи – небольшие птички. Есть домовые воробьи (они живут в городе) и полевые (они предпочитают деревню). Зимой они могут быть в смешанных стайках, но когда вьют гнезда, то разлетаются. Они передвигаются прыжками. Это зимующая птица. Питается овсом, пшеном, просом. Образуя стайки, воробьи легче замечают опасность, скорее находят корм.
Б. Загадушка: Распушили перышки,
Нежатся на солнышке.
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках…
Дети: - Снегири!
Б. Загадушка: Снегирь больше воробья. У него яркие перышки, грудка красная. У снегиря толстый короткий клюв черного цвета. Снегирь прилетает к нам зимовать. Снегирь неповоротливая, медлительная птица, но в полете очень красива.Они очень яркие, выделяются на фоне белого снега, прилетают к нам, когда выпадает снег.
- Чем питаются снегири? (Семенами ясеня, клена, рябины)
(Ответы детей)
Б. Загадушка: Ребятки, а давайте-ка разомнем наши косточки, немного подвигаемся.
Динамическая пауза «Снегири».
Вот на ветках, посмотри, хлопки по бокам опущенными руками
В красных майках снегири. похлопывания по груди
Распушили перышки – мелкое потряхивание кистями рук
Греются на солнышке.
Головой вертят повороты головы вправо – влево
Улететь хотят.
Улетели! Улетели! бег по кругу и махи руками
За метелью полетели!
Б. Загадушка: Продолжаем с вами наше знакомство с птицами и следующая загадкатакая:
Платье серое надела
И к кормушке подлетела.
Стала каркать: «Кар-кар-кар!»
Что за птичий тут базар?
Дети: - Ворона!
Б. Загадушка: А вы помните, как выглядит ворона?
(Ответы детей)
Б. Загадушка: Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а все остальное серое. Зимой вороны живут в городе или деревне, около человека. Кормятся днем на свалках, а вечером с шумом и карканьем собираются в большие стаи и летят на ночевку в парк, усаживаются на деревья, тесно прижавшись, друг к другу, и таким путем согреваются. Гнездо вороны строят на дереве из сухих веток, выстилая его тряпками, перьями.
А знаете ли вы, друзья, что вороны не только громко каркают, но и умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека.
Ворона всеядна – поедает жуков и других насекомых, улиток, ящериц, лягушек, рыб, мелких грызунов, клюет зерна и даже может кормиться из мусорных баков – костями, остатками еды человека.
Б. Загадушка: За синие крылья она так зовется
И в холод, и в зной ей так звонко поется.
В рубашечке желтой и впрямь невеличка
Так как же ее назовешь ты?..
Дети: - Синичка!
Б. Загадушка: Синицы – очень подвижные и ловкие птицы. Оперение у синиц яркое и красивое – кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой.
Весной синицы устраивают гнезда в дуплах дятлов, в щелях деревянных построек, устилая их пухом и перьями
- Ребята, а вы знаете, чем питаются синицы?
(Ответы детей)
Б. Загадушка: Весной и летом синицы питаются насекомыми. Осенью и зимой, кроме того, что они поедают семена, ягоды, любят кусочки мяса и сала, которыми подкармливает их человек.
- Кормом для всех птиц зимой могут быть крошки белого хлеба, зерно, семечки, остатки овощей, фруктов.
- Чем нельзя кормить? Птиц нельзя кормить ржаным (черным) хлебом, мокрыми продуктами (превратятся в лед на морозе), жареными семечками.
Б. Загадушка: Предлагаю вам поиграть в игру “Накорми птичку”.
Дидактическая игра “Накорми птичку”
(снять птичку с ветки, назвать её, подойти к столу и выбрать нужный для неё корм)
Б. Загадушка: Ребята, птицы – наши друзья, они приносят пользу, поэтому мы должны беречь, любить и охранять птиц.
- Скажите, как люди помогают пережить птицам это суровое время года?
(Ответы детей) (Делают кормушки для птиц, подкармливают их, летом сушат семена, ягоды и запасают их на зиму для подкормки птиц)
Б. Загадушка: А теперь у бабушки Загадушки для вас совсем другая загадка.
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
Дети: - Кормушка!
Б. Загадушка: Совершенно верно, ребята, это кормушка. И я предлагаю вам прямо сейчас сделать для наших птичек кормушки. Заглянем-ка в мой волшебный сундук. (Достает из сундука все необходимое для изготовления кормушек для птиц)
- А прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Кормушка».
Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
Прилетело? Мы расскажем..
Две синицы, воробей, На каждое название
Шесть щеглов и голубей, загибать по
Дятел в пестрых пёрышках - одному пальчику.
Всем хватило зёрнышек. Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
Практическая работа детей – изготовление кормушек для птиц
(Дети работают стоя у столов, бабушка им подсказывает, поправляет)
Б. Загадушка: Вы сегодня просто молодцы, хорошо рассказали о птицах и о том, что о них надо заботиться.А какие прекрасные кормушки вы сделали для птиц! Вот придете, сегодня домой, найдете во дворе подходящую ветку для кормушки, и к вам в гости всю зиму будут прилетать птички за угощением.
(Далее дети читают стихотворение, благодарят бабушку за гостеприимство и уходят)
***
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. (А. Яшин)
Конец